Приоритет развития навыков

Единственная в мире гиперболоидная многосекционная опора линии электропередачи Инженера Владимира Григорьевича Шухова. Строительство 1927-1928. Высота 128 метров. На берегу реки Ока, около города Дзержинска. Фото: Антюшин М.В.2019.

На каких способностях фокусироваться? Улучшать те навыки и знания, которые развиты, или  прокачивать то, что находится на первой ступени? 

Человек — это коктейль из приобретенных и врожденных навыков. Некоторые способности врожденные, и нам легко дается ряд предметов науки, а часть отсутствует или находится начальном уровне. Введем воображаемую шкалу оценки навыков: высокий, средний и низкий уровень.

Конкретизируем каждый уровень:

  • Высокий — хорошо знакомая тема, есть навыки или ориентируешься «как рыба в воде».
  • Средний — общее представление без деталий.
  • Низкий — опыт и знания отсутствуют или имеется элементарное представление.
    Деление условное и неточное, но раскрывает тему.

Возникает вопрос: Что развивать?

  1. Часть людей делает то, что нравится и не задумывается над другим.
  2. Другая часть людей слишком много об этом думает и ничего не делает. :)
  3. Третьи «прокачивают» свои сильные стороны и не замечают слабые.
  4. Четвертые раскачивают слаборазвитые навыки, не трогая навыки, которые развиты до среднего уровня.
  5. И так далее.
    Возникает вопрос: Как быть?


В картине мира, которую ввели выше, возможно выделить три этапа:

  • Первый. Переход от нуля к минимуму.
  • Второй. От минимума к среднему.
  • Третий. От среднего к высшему.

Возможно и обратное движение. : ) Если не следим за развитием направления или отраслью.



Пример из жизни. 

В 2002 году интернет только внедрялся в регионы страны. Модем dial-up редкость. Мог скачивать картинку на рабочий стол (2 минуты), песню (12 минут) и читать интересующий текст, правда, на английском языке, так как на русском контента было мало. Видеоролики — это запредельная тема для того времени. Для ностальгии ниже размещу здесь звук модема.

Ради интереса начал изучать язык разметки html (то, из чего состоят страницы сайта). Открывал в программе блокнот файлы сохраненных страниц. Изучал структуру, вводил новые значения и развлекался как мог. Затем нашел самоучитель по тегам, и в голове информация улеглась. 

К концу 2004 года я создавал статические сайты на HTML4 с CSS (Cascading Style Sheets — каскадные таблицы стилей). Затем перевел внимание на другие сферы и перестал отслеживать изменения в этом направлении. 

Результат. Высокий уровень навыка опустился до среднего или даже начального. Имею представление о структуре и принципах, но деталей не знаю. Если не использовать навык, то он деградирует. Это нормально. Но надо это осознавать. 


Поле знаний.

1. Переход от нуля к чуть больше, чем ноль.

Считаю самым приоритетным этапом.  Почему? 

Мы мыслим нелинейно и непоследовательно. Мысли вспыхивают как микровзрывы. Ассоциативно. Эта особенность помогает находить решения в, казалось бы, не решаемых ситуациях. 


Пример. Видим стол в магазине; вспоминаем нашу комнату, где стоял стол; в комнате были зеленые стены; зеленого цвета были шарики на дне рождения друга; праздник = отдых, выходной через два дня; отдыхали в прошлом году в Сочи, было жарко; жара выматывает, и хочется пить; вы хотите пить, ищите бутылку воды и пьете.


Сурово?
Конечно, слишком утрировано, но принцип понятен, т. е. нет прямой линии мышления, думаем быстро и в нелинейном направлении. Напоминает взрывную реакцию, которая сама себя провоцирует и замыкается. Если не поймать себя за мысль, то так можно улететь далеко и зависнуть.

Чем больше знаем о многообразных сферах жизни, тем больше это помогает в принятии верного решения в нестандартной задаче в будущем. Дифференцированный арсенал знаний выводит уровень наших рассуждений на ступень выше. Дает преимущество и повышает вероятность верного следующего шага. Мыслительный процесс в моменте поиска решений будет также опираться на те микрознания, которые мы получили. 

Узкоспециализированная профессия требует знаний в смежных областях. Невозможно быть профессионалом в одном, так как существование изолированных знаний ничтожно мало, как и сферического коня, поэтому для того, чтобы быть экспертом в конкретной области, мало знать только одну, важно понимать смежные темы.

Сколько времени требуется для получения минимального порога «багажа»? 
Джош Кауфман в книге «Как научиться чему угодно… быстро. Первые 20 часов» описывает модель изучения чего угодно за 20 часов. Книга достойна прочтения, если вы любите изучать что-то новое.

НО! Следует быть внимательным. В погоне за минимальными знаниями в 1000 областях рискуете оказаться на обочине профессионализма. Барбара Шер в книге (https://www.labirint.ru/books/501545/?p=32144 Отказываюсь выбирать!)) вводит такой термин как сканеры.
Сканеры — без перерыва «сканируют» мир на предмет цепляющих разум вещей. Причем главный принцип: чем больше — тем лучше.
В противовес Барбара вводит другой термин — Дайверы. Дайверы — кайфуют, исследуя одну тему до мелочей. Сверхфокусировка на одном направлении погружает на дно секретов ремесла и профессии. Об этом поговорим на третем этапе. У каждого из видов присутствуют и положительные, и отрицательные стороны. 

2. От минимума до среднего уровня

На данном этапе разница в оценке способностей не будет такой яркой как в предыдущем уровне. Когда не знали ничего, а после кратковременного погружения в тему знаете основы, и это видно сразу. Ныряние на детальный уровень понимания темы чаще не несет такой же ощутимый результат от знаний. 

Сколько времени требуется для этого уровня? Здесь однозначно точно или примерно сказать нельзя. Так как слишком много факторов влияют на показатель времени: врожденные навыки, умение быстро схватывать информацию, внимательность, опыт и так далее. Но ясно одно: для того, чтобы продвинуться на этот уровень требуется существенно больше времени. Возможно, отдача от этого не будет чувствительной. 

Зная основы темы, которая неинтересна, желания погружаться глубже нет. И это насилие над собой и своим мозгом, которое пользуется спросом. Выучу зачем-то английский язык, буду ходить в тренажерный зал. Если тема не будоражит ум и не колышет сердце, то не тратьте время на это.

3. От среднего до высокого уровня
Это уже уровень горы Джомолунгма. Сил, времени и терпения потребуется значительно больше для достижения уровня. Приближаясь к высокому уровню, вы приобретаете экспертность в конкретной области настолько, что к вам обращаются люди за помощью. Об этом мы говорили выше, когда вспоминали Барбару Шер и ее термин — дайвер.

Людей с высокой компетенцией мало, так как не хватает терпения или запала погрузиться в тему. Тяжелый труд no pain, no gain (русская версия идиомы — «без труда не вытащить и рыбку из пруда»). Углубление на такой уровень возможно лишь при искренней заинтересованности темой и желании гореть душой за сферу. 

Here’s to the crazy ones, the misfits, the rebels, the troublemakers, the round pegs in the square holes… the ones who see things differently — they’re not fond of rules… You can quote them, disagree with them, glorify or vilify them, but the only thing you can’t do is ignore them because they change things… they push the human race forward, and while some may see them as the crazy ones, we see genius, because the ones who are crazy enough to think that they can change the world, are the ones who do.
— Steve Jobs, 1997

Хвала безумцам. Бунтарям. Смутьянам. Неудачникам. Тем, кто всегда некстати и невпопад. Тем, кто видит мир иначе. Они не соблюдают правила. Они смеются над устоями. Их можно цитировать, спорить с ними, прославлять или проклинать их. Но только игнорировать их — невозможно. Ведь они несут перемены. Они толкают человечество вперёд. И пусть кто-то говорит: безумцы, мы говорим: гении. Ведь лишь безумец верит, что он в состоянии изменить мир, — и потому меняет его.
Перевод с англ. Д. Горяниной, Ю.Полещук, А. Цырульниковой, А. Чередниченко. (ООО «Издательство АСТ»)

Think Different // Думай иначе

Достигнув такого уровня на востребованном рынке, вы будете пользоваться спросом, делать то, что возбуждает сознание, и получите вознаграждение за это.

Главное здесь научиться отличать экспертов, которые являются таковыми от тех, которые выдают себя за них.

Три уровня знаний в одной теме.

Главный вопрос: Чему же следует уделять внимание и улучшать?

С детства учат подтягивать наши слабые навыки. Учителя и родители уделяют внимание низким или средним оценкам, редко, когда обращают внимание на отличные, концентрируя свое внимание и усилия на них. Обществу удобен стандартный человек с усредненными характеристиками.

К сожалению, процесс изучения новой темы нелинейный. Темп погружения изначально шустрый, затем угасает и непристойно замедляется. Уровень экспертности находится там, где каждый процент новых знаний дается несоизмеримо сложно. Нарисовал эту зависимость на рисунке ниже.

Зависимость затрат сил и времени от компетенции и навыков.

Вывод

Время и усилия следует тратить на приобретение знаний:

  1. в теме, которую не знаете,
  2. в теме, которую знаете средне, чтобы дойти до экспертности.

Главное, чтобы это заставляло исполински полыхать огнищем душу и разум. Если делать потому что надо, то сгорите заживо, энергию растратите по мелочам, и будете опустошены. 

Тратьте время с умом.

Поделиться
Отправить
Запинить